Кто из нас не любит Шерлока Холмса или мисс Марпл? мы с удовольствием
смотрим фильмы, где наши любимые детективы виртуозно распутывают самые
сложные дела. Но реальность порой предлагает нам не менее удивительные
сюжеты, чем у Конан Дойла или Агаты Кристи, и сценаристы и режиссеры не
упускают возможности ими воспользоваться.
Discovery Channel решил восстановить подробности некоторых громких
событий в криминальном мире, положенных в основу фильмов, и объединить
их в цикл программ "На месте преступления". Начиная с конца ноября
программа выходит по четвергам, в 22.00.Ограбление поезда
Лондон—Глазго, случившееся ровно 45 лет назад, в 1963 году, потрясло не
только Великобританию, но и весь мир. Два вагона почтового состава, в
которых везли инкассированные средства, были обчищены столь быстро и с
такой виртуозностью, что почтовые служащие, ехавшие в других вагонах,
даже не подозревали, что в тот момент, когда они занимаются сортировкой
писем, буквально в двух шагах от них совершается ограбление века.
Невыдуманный сюжет мог бы лечь в основу залихватского триллера или
захватывающего детектива, но судьба распорядилась иначе. Французы и
итальянцы решили, что эта история должна воплотиться на экране как
комедия, и поставили все с ног на голову в картине "Супермозг"
(Италия—Франция, 1969). "Настоящее" ограбление поезда
Лондон—Глазго осталось за кадром — все действие фильма происходит после
того, как преступление уже совершено. Волею режиссеров и сценаристов
британские грабители стали сицилийцами, деньги переправляют в статуе
Свободы, что, разумеется, не соответствует действительности, да и
парочка французов, которых сыграли Бельмондо и Бурвиль, также не имеет
отношения к реальному делу. Словом, несмотря на то что кинолента
действительно снята на основе реальных событий, отношение к ним она
имеет весьма отдаленное. Как же все обстояло на самом деле? Пятнадцать
преступников во главе с торговцем антиквариатом Брюсом Рейнольдсом
переоделись дорожными рабочими и ночью 8 августа 1963 года отправились
на ничем не примечательный полустанок Сирс-Кроссинг. Один из грабителей
взобрался на семафорный столб и закрыл перчаткой зеленый сигнал
светофора, а после этого с помощью простых батареек включил красный.
Когда поезд остановился, и кочегар вылез, чтобы выяснить, что случилось,
его тут же приняли в теплые объятия "дорожные рабочие". В отличие от
напарника, машинист решил оказать сопротивление налетчикам, за что и
поплатился — его вывели из строя ударом железного прута по голове. К
счастью, травма оказалась не смертельной. Два вагона, в которых
везли деньги и драгоценные камни, были обчищены за полчаса. Преступникам
досталось 2,6 миллиона фунтов стерлингов — сегодня эта сумма составила
бы чуть меньше 100 миллионов долларов. Чтобы поймать грабителей, была
поставлена на ноги полиция не только Британии, но и всего мира, что
принесло свои плоды — 13 преступников из 15 оказались за решеткой,
правда, на поиски некоторых потребовались годы. Дольше всех оставался на
свободе Роналд Биггс — не самый главный, но самый знаменитый участник
ограбления. Он был пойман одним из первых и получил 30 лет лишения
свободы, но с помощью жены и награбленных денег, которые по иронии
судьбы не конфисковали, он бежал, отсидев всего два года. Биггс
скрывался сначала в Австралии, потом в Бразилии, написал книгу, ставшую
бестселлером, записал диск с легендарной группой Sex Pistols, и только в
2001 году в возрасте 73 лет вернулся на родину и сдался властям, будучи
совершенно больным и частично парализованным. Его тут же водворили в
тюрьму досиживать оставшиеся 28 лет, правда, совсем недавно появились
новости, что британские власти хотят помиловать Биггса и отпустить на
свободу в День Святого Валентина 14 февраля 2009 года. Еще одно
ограбление поезда, также случившееся в Британии, послужило основой для
другой знаменитой картины, которая известна в российском прокате под
названием "Большое ограбление поезда" (Великобритания, 1979). Режиссер
Майкл Крайтон снимал фильм по собственной книге, а она, в свою очередь,
описывала реальные события. Сюжет фильма дает довольно правдивое
представление о том, что было на самом деле. Правда, не обошлось без
излишней романтизации — кино есть кино. Глава преступной шайки предстал в
фильме в образе обаятельного и благородного человека, хотя и мошенника,
и благодаря блистательной игре Шона Коннери зрители буквально влюбились
в главного героя. Ограбление поезда, о котором идет речь,
произошло в 1855 году. Его совершили четыре грабителя: Пирс, Эгар,
Бургесс и Тестер. Золото, ставшее добычей преступников, везли в сейфе.
Ключи от сейфа (их было четыре) хранились на железнодорожных вокзалах —
два в Лондоне и два в Фолкстоне. Их украли Бургесс и Тестер, работавшие
на железной дороге — один охранником, а другой клерком. После того как
их подельники сделали дубликаты, Бургесс и Тестер вернули оригиналы
ключей на место. Удивительно, но вагон с золотом не был заперт
снаружи, что облегчило преступникам задачу. Полиция даже не была
уверена, что оно было похищено именно в пути, а не раньше или позже. Все
выяснилось лишь несколько лет спустя, когда Эгар был пойман за другое
преступление, а его сообщники присвоили себе его долю, вместо того чтобы
отдать любовнице Эгара, как было уговорено. Из мести Эгар сдал их с
потрохами. Во время съемок фильма то и дело случались различные
ЧП. То паровой двигатель локомотива оказался недостаточно мощным, и
поезд не мог сдвинуться с места — пришлось взять еще один локомотив,
дизельный, и замаскировать под товарный вагон. Потом на вокзале в
Дублине (кино снимали в Ирландии, так как на тот момент Шон Коннери был
связан контрактом, препятствовавшим его съемкам в Англии) случилась
утечка топлива дизельного локомотива, и начался сильный пожар. И это еще
не все: во время сьемки одной из сцен у режиссера загорелись волосы от
искр, которые летели от топки паровоза. И наконец, Шон Коннери,
выполнявший без дублеров трюки на крыше едущего поезда, обнаружил, что
состав движется вдвое быстрее, чем это было оговорено. Но, несмотря на
все трудности, игра стоила свеч — фильм пользовался большим успехом, а
роль Пирса до сих пор считается одной из лучших в карьере Шона Коннери. И
в романе братьев Вайнеров "Визит к Минотавру", и в
одноименном фильме, снятом в 1987 году, речь идет о вполне реальных
событиях. В основу легла история об ограблении московской квартиры
великого скрипача Давида Ойстраха. Об этом событии старательно
умалчивали советские чиновники и пресса, хотя над раскрытием
преступления работали лучшие следователи МУР. В 1968 году, когда скрипач
находился на гастролях, из квартиры вынесли более 4 кг золота, валюты
на сумму $120 000, коллекцию старинных часов, символические ключи от
Иерусалима… Но Вайнеры посчитали, что все это слишком прозаично, и
вплели в сюжет историю с кражей скрипки Страдивари. На самом деле
преступники не тронули скрипок. По легенде, один из них во время
ограбления сказал: "Чего их тащить? В музыкальном магазине они по
червонцу". Возможно, именно это отсрочило поимку преступников, так как
каждый инструмент был в именном реестре и при первой же попытке их
продать воры бы наверняка были пойманы. Давид Ойстрах был владельцем
нескольких скрипок Страдивари, одна из которых была подарена ему
бельгийской королевой, уникальной скрипки Гварнери (правда, этот
инструмент на момент кражи в квартире отсутствовал — музыкант взял его с
собой на гастроли). Самая "скромная" из скрипок — тех самых, которые
воры посчитали дешевыми и бесполезными, — была сделана знаменитым
французским скрипичным мастером Вийомом и стоила "всего" $700 000
долларов. И хотя в действительности скрипку Страдивари у Ойстраха
не крали, в фильме "Визит к Минотавру" зрители видят
именно ее — ту самую, которую подарила бельгийская королева.
Примечательно, что через девять лет после выхода фильма на экраны, в мае
1996 года, эта скрипка на самом деле была украдена — но уже не у
Ойстраха, а из Московского государственного музея музыкальных
инструментов имени Михаила Глинки, где она хранилась после смерти
музыканта. Это был один из самых охраняемых инструментов в стране. По
признанию самих преступников, которых взяли только спустя два года, идея
о краже скрипки родилась у них после просмотра фильма "Визит к
Минотавру". Когда в 1970 году Леонид Ильич Брежнев посмотрел фильм
"Возвращение "Святого Луки" (СССР, 1970), то спросил у
тогдашнего министра иностранных дел Николая Щелокова: "Все так и было
на самом деле?". Щелоков заверил Брежнева, что в картине отражены
реальные события, получил похвалу от генсека за отличную работу
советской милиции. Тем не менее Щелоков все-таки покривил душой: в жизни
далеко не все случилось именно так, как в кино. Если в фильме
преступление было совершено профессионалом, то в реальности действовал
дилетант. Это можно было понять уже по тому, как была украдена картина
"Евангелист Лука", хранившаяся в Государственном музее изобразительных
искусств имени Пушкина. Она была варварски вырезана тупым ножом прямо из
рамы. Но найти этого дилетанта оказалось совсем не просто, и если
главный герой "Возвращения "Святого Луки", которого играл Олег
Басилашвили, четко знал, кого, где и как искать, то у следователей,
занимавшихся этим делом в реальности, зацепок практически не было. Расследованием
вплотную занялось КГБ: "перетрясли" практически всех коллекционеров, а
также иностранцев, так как заказы на кражу произведений искусства в те
годы нередко поступали из-за границы. Но все было тщетно, и картину уже
было посчитали безвозвратно утерянной, но помогла случайность. К
представительному, дорого одетому мужчине, который зашел в магазин
"Березка", подошел неприметный человек и предложил купить известную
картину всего за 100 000 рублей — неслыханную по тем временам сумму. Но
представительный мужчина оказался вовсе не иностранцем, как думал
преступник, а советским гражданином, сотрудником посольства ФРГ в СССР и
"по совместительству" — сотрудником КГБ. "Иностранец" пообещал
преступнику подыскать клиента, и тут же была разработана операция, в
результате которой воры наконец были пойманы. Один из них получил десять
лет лишения свободы, а другой, пройдя медицинскую экспертизу, был
признан невменяемым и попал в психиатрическую лечебницу. Когда
холст возвратили в Пушкинский музей, его сотрудники пришли в ужас от
того, как хранился шедевр, — преступники, свернув бесценное полотно в
рулон, держали его за русской печью вместе со всяким хламом. В
результате краска потрескалась, картина была практически потеряна, но
благодаря неимоверным усилиям лучших реставраторов, которые трудились
над полотном более двух лет, "Евангелист Лука" был восстановлен. В
фильме же "снималась", разумеется, не настоящая картина, а копия,
написанная одним из сотрудников музея. Несмотря на то что название
улицы Бейкер-стрит у большинства из нас ассоциируется со знаменитым
Шерлоком Холмсом и его бессменным напарником доктором Ватсоном, герои
Конан Дойла к фильму "Ограбление на Бейкер-стрит" (США, 2008) не имеют
никакого отношения. Картина повествует совсем о других временах и других
преступлениях — причем отнюдь не выдуманных. А название объясняется
очень просто — именно на этой улице находился банк, который в 1971 году
подвергся скандально известному ограблению. Было украдено 500 000 фунтов
стерлингов — огромная сумма по тогдашним временам. Однако, если верить
создателям фильма, истинным мотивом преступления были не деньги.
Ограбление было подстроено для того, чтобы вытащить из банковского сейфа
фотографии, компрометирующие принцессу Маргарет, сестру британской
королевы Елизаветы II. Так ли все обстояло на самом деле,
доподлинно не известно, хотя многие считают, что такая версия вполне
может оказаться правдой. Ограбление на Бейкер-стрит примечательно еще и
тем, что информация о нем практически отсутствует. То ли грабители так и
не были пойманы, то ли они были задержаны и осуждены в обстановке
строгой секретности — так или иначе, правду мы узнаем только 1 января
2054 года. Именно тогда документы, имеющие отношение к делу, будут
рассекречены, хотя с некоторых гриф "секретно" был снят два года назад,
что и сделало возможным создание фильма. Как и "Ограбление
на Бейкер-Стрит", фильм "Бандиты" (США, 2001) повествует о
реальном ограблении банка — точнее, о серии ограблений, совершаемых по
всей Америке. Преступников, которых в кино играют Брюс Уиллис и Билли
Боб Торнтон, в действительности звали Джозеф Догерти и Терри Ли Коннерс.
Из-за присущего им метода работы они стали известны как "Ночующие
бандиты", и этот метод — не вымысел автора сценария, он использовался
Догерти и Коннерсом на самом деле. Суть метода была такова: воры
проводят ночь в доме управляющего банка, а утром отправляются вместе с
ним на работу и забирают деньги. Ограбление, о котором идет речь в
фильме, произошло в 1985 году, а было раскрыто только через год. Ну а
любовный треугольник, собственно, и подведший грабителей под монастырь, в
отличие от метода работы — уже чистой воды выдумка. Интересно,
что реальность вплелась в картину и еще с одной стороны: киношные
преступники переняли некоторые черты характеров у актеров, которые их
играют. К примеру, Билли Боб Торнтон действительно страдает редкой
фобией — боязнью старинной мебели, и эту фобию сценаристы приписали и
его персонажу. Да и имя персонажа Торнтона — слегка искаженное имя
реального преступника: Терри Ли Коннерс превратился в Терри Ли Коллинза.
А вот Джозеф Догерти, персонаж Уиллиса, фамилию "поменял" — он
превратился в Джо Блейка. Кстати говоря, сначала планировалось, что
Уиллис сыграет Коллинза, а на роль Блейка планировался Вэл Килмер. Но
Килмер не смог принять участия в съемках из-за плотного графика, и на
роль Коллинза пригласили Торнтона, а Уиллис стал Блейком. Фильм
"Охота за бриллиантами" (США, 2005 год) знаком отечественным
любителям DVD: в кинопрокат он не выходил, хотя в США транслировался по
телевидению. События в киноленте происходят в Нью-Йорке в 90-е годы:
тогда по городу прокатилась череда ограблений пятизвездочных отелей, и
главным объектом краж стали бриллианты. В картине преступника
зовут Бобби Комфорт, и кражи он совершает вместе с двумя друзьями.
Троица раз за разом с ловкостью обходит охрану, и удача неизменно им
сопутствует — до поры до времени. На самом деле образ Бобби —
вымышленный, или, лучше сказать, собирательный: отели были ограблены
разными преступниками, причем одних поймали и посадили за решетку,
другие же до сих пор скрываются от правосудия.
|